Екабпилская тюрьма – Обучающий курс
Программа
Цель обучающего курса: Способствовать самопознанию посредством подходов и принципов неформального образования.
Задачи обучающего курса:
1. Способствовать сплочению группы
2. Сформировать понимание об элементах общения и значении вербальной/невербальной коммуникации
3. Осознать влияние эмоций на поведение, качество жизни и общение. Научиться распознавать и называть эмоции
4. Определить ценности молодых людей и место общению на шкале ценностей.
5. Определить значение взаимоотношений
6. Способствовать пониманию участников о стадиях развития конфликта и возможных моделях поведения в конфликтных ситуациях.
7. Осознать значение группы в жизни молодого человека. Я и группа
8. Способствовать сотрудничеству группы через совместные мероприятия
9. Распознать сильные стороны участников, которые в дальнейшем могут помочь им в достижении целей.
Целевая группа: Молодые люди, которые находятся в заключении (в Екабпилской тюрьме), в возрасте 18-25 лет и у которых есть интерес лучше узнать себя и других, взаимодействуя в неформальной остановке (через спортивные мероприятия).
Занятия 1x в неделю (10 недель), с 10:00 до 16:00.
Программа по дням
| |
Занятие
|
Темы и содержание
|
1
|
Создание безопасной среды
- Знакомство с идеей, целями и задачами программы
-Презентация себя
-Разработка совместных правил
- Командообразование
-Рефлексия
Результат- создана доверительная и безопасная среда для участников
|
2
|
Навыки общения ( вербальная/невербальная коммуникация)
-Введение дня
-Мини теория и дискуссия по теме
-Что такое вербальная/ невербальная коммуникация? (жесты, позы, мимика, голос, тембр, интонация …)
Черты, которые чаще всего проявляются в общении участников группы?
Ряд упражнений по теме
-Рефлексия
Результат- сформировано понимание у участников о процессе общения.
|
3
|
Эмоции и чувства
-Бодрячок
-Задание „J”, „L”
Мини теория/дискуссия
-Эмоции и их виды, палитра эмоций участников (удивление, злость, радость, страх, интерес, стыд, восторг, грусть, любовь)
-„Построение моста”
- Задание „Волейбол с полотенцами”
-Рефлексия
Результат- у участников развит навык распознавания своих эмоций
|
4
|
Ценности и общение
-Бодрячок
- Мини теория/дискуссия
-Что такое ценности и как они меняются на протяжении всей жизни человека?
-Задание „Мое дерево ценностей”
-Задание „Социальный футбол” /”Новый вид спорта” (основываясь на ценностях, которые хотят прожить)
-Рефлексия
Результат- участники осознали свои жизненные ценности на данный момент.
|
5
|
Доверие к СЕБЕ и ДРУГИМ
Бодрячок
-Коллаж
-Задание „Карты”
-задание: ”Мини футбол в парах”
-Рефлексия
Результат - установлены более доверительные отношение меду участниками
|
6
|
Конфликты и стратегии их решения
- Бодрячок
-„Общая сказка”
- Мини теория/дискуссия
-Что такое конфликт? Типичные конфликтные ситуации, с которыми сталкиваются участники каждый день? Стратегии конфликта: избежание (уход от конфликта), конкуренция (подчинение), подстройка, компромисс, сотрудничество.
-Ролевые игры (Стратегии решения конфликтов)
-Рефлексия
Результат - усовершенствованы навыки разрешения конфликтов у участников.
|
7
|
Группа – ресурс для обучения
-Введение дня
- Мини теория/дискуссия
- Что такое группа /виды групп/особенности
-задание „Уникальная картина”
-задание „Сосчитай горошины” индивидуально/в паре/в группе
-„Футбол с очками”
- „Летучий ковер”
-Рефлексия
Результат - участники осознали ресурс группы для постоянного процесса обучения.
|
8
|
Группа и процесс самоорганизации
-Задание: „Целевая самоорганизация”( напр.,. приготовление еды, спортивные атрибуты и т.д.)
-рефлексия
результат- группа создала общий продукт, учитывая все роли
|
9
|
Лаборатория навыков для моей жизни
Бодрячок
-задание- „мои сильные стороны”
Дискуссия: „Место заключения – ресурс для развития?”
-Командные дисциплины в достижении общей цели
-Рефлексия
результат- определены свои сильные стороны
|
10
|
Результат и достижения
-Бодрячок
-Оценка программы и процесса обучения индивидуально/ в группе
Результат – обобщены результаты программы
|
Программу проводит (команда: Dace Dzilna, Ilze Peipiņa, Evita Vaivode – Bērzkalna.
супервизор – коуч: Lauma Žubule
Елгавская тюрьма – Обучающий курс
Социальные роли
Программа
Цели курса
|
Провести качественную программу неформального обучения для молодых людей, находящихся в заключении, которая бы учитывала потребности данной целевой аудитории и способствовала осознанию социальных ролей, знакомству и мироощущению в пределах и за пределами тюрьмы.
|
Задачи курса
|
1. Реализовать программу в соответствии с анализом, проведенным среди заключенной молодежи, учитывая их профиль и потребности
2. Продолжить развитие платформы для внедрения неформального обучения и определения его значимости в местах заключения
3. Продолжить развитие сотрудничества между работниками мест заключений и представителями общественного сектора, а также способствовать развитию компетенций у участников в сфере неформально образования
4. Обеспечить качественную среду для обучения и развития компетенций участников
5. Способствовать инициативе молодых людей как форме обучения в местах заключения
|
Профиль участников
|
12 участников – молодые люди, которые находятся в заключении и освободятся в ближайшие 3 года
|
Методы: Ролевые игры, коллажи, симуляции, фильм, ассоциации, рефлексия, спорт, истории их жизни, моделирование, собственная инициатива
Ритуал -> После каждого занятия записывают свои наблюдения и выводы в свой путеводитель /пособие, которое создают в ходе программы
Занятие
|
Темы и содержание
|
1. 22.08.14
|
“Я”
Знакомство друг с другом посредством интерактивных упражнений
Введение в концепт программы и инициатив
Проецирование будущего: чем будем заниматься. Ожидание и пожелания участников.
Работа над личным путеводителем
Командообразование
Разработка правил для сотрудничества
Рефлексия и запись в путеводитель
|
2. 27.08.14
|
“Я в малой группе”
Краткий обзор предыдущего занятия
Программа дня
Создание доверительной среды
Немного теории о социальных ролях
Человек во весь рост -> каждый создает свой силуэт, который впоследствии наполняет
Общекомандное задание
Рефлексия и запись в путеводитель
|
3. 03.09.14
|
“Я в заключении”
Краткий обзор предыдущего занятия
Программа дня
Небольшое задание на восприятие группы
Сначала по парам, потом в большой группе создается образ заключенного - кто такой заключенный в целом? Потом рассматривают себя как заключенного?
Наполнение своего силуэта. Какие роли и системы существуют в заключении?
Дебаты: 10 причин, почему мне не надо выходить на свободу и меняться?
Рефлексия и запись в путеводитель
|
4. 10.09.14
|
“Я на свободе”
Краткий обзор предыдущего занятия
Программа дня
Концепт героя / долины горя – как это – быть на свободе?
Айсберги заключения и свободы – где происходит столкновение?
Стул удовлетворенности
Игра симуляция о разных ситуациях на свободе
Рефлексия и запись в путеводитель
|
5. 17.09.14
|
“Как я распознаю социальные роли” – рефлексионное и ресурсное занятие
Краткий обзор предыдущего занятия
Программа дня
Импровизационный театр с организацией Projektu darbnīca и молодыми людьми из Елгавской краевой молодёжной думы о социальных ролях и распознании ролей. Проигрывание различных ситуаций
План следующего занятия и роли, что интересует. Распределение ответственности.
Рефлексия и запись в путеводитель
|
6. 24.09.14
|
“Я на рынке труда”
Краткий обзор предыдущего занятия
Программа дня
Сами начинают занятие
Неформальное обучение и чем занимаемся во время программы
Самооценивание как компетенция, которую можно развить, участвуя в неформальном обучении, и которая важна на рынке труда
Успехи и неудачи
Создание CV в форме коллажа
Руководство 4 шагов по поиску работы
Рабочее интервью со сценарием
Рефлексия и запись в путеводитель
|
7. 01.10.14
|
“Я в свободное время”
Краткий обзор предыдущего занятия
Программа дня
Сами начинают занятие
Сценарий “Поезд”
Уличные гимнасты
Рефлексия и запись в путеводитель
|
8. 08.10.14
|
“Я в государственной системе”
Краткий обзор предыдущего занятия
Программа дня
Сами начинают занятие
Симуляция – создание своего государства
Значение и роль государственных учреждений – чем занимается каждое из учреждений
Упражнение на стереотипы
Рефлексия и запись в путеводитель
|
9. 15.10.14
|
”Я в семье”
Краткий обзор предыдущего занятия
Программа дня
Сами начинают занятие
Самостоятельно созданное фото семьи
Фильм “Большая рыба”
Театральное занятие с организацией “Театр и образование” – о семье и ролях
Рефлексия и запись в путеводитель
|
10. 22.10.2014.
|
“Я человек”
Краткий обзор предыдущего занятия
Программа дня
Сами начинают занятие
Упражнение с шаром
Мастерская самопортретов
Оценка процесса и результатов обучения, работа над Youthpass
Что дальше?
Празднование завершение программы
Рефлексия и запись в путеводитель
|
Центральная тюрьма -
„Искреннее выражение своего отношения к близким людям - самый ценный подарок”
Программа
Цели обучающего курса
|
Провести качественную программу неформального обучения для молодых людей, находящихся в заключении. Сформировать понимание у участников о проявлении искреннего отношения через творческие и интерактивные методы. Углубить понимание участников об отношениях и чувстве ответственности за себя и близких. Сформировать навыки работы в команде и способствовать самопознанию через практическую работу и выработку новых моделей поведения.
|
Задачи обучающего курса
|
Реализовать программу неформально обучения в Центральной тюрьме в соответствии с анализом, проведенным среди заключенной молодежи, учитывая их профиль и потребности
Продолжить развитие платформы для внедрения неформального обучения и определения его значимости в местах заключения
Продолжить развитие сотрудничества между работниками мест заключений и представителями общественного сектора, а также способствовать развитию компетенций у участников в сфере неформально образования
Обеспечить качественную среду для обучения и развития компетенций участников
Способствовать инициативе молодых людей как форме обучения в местах заключения
|
Профиль и количество участников
|
10 молодых человек, которые находятся в заключении. Планируется, что участники выдут на свободу в течение 3 лет.
|
Программа
Время
|
День 1
03.09.2014
|
День 2
10.09.2014
|
День 3
17.09.2014
|
День 4
24.09.2014
| ||||
Центральная тема
|
Понятия «Ответственность» и «искренние отношения». Моя ответственность. Ответственность общества. 4x планирование 3-х дневной практической работы.
| |||||||
Темя дня
|
Командо-образование (сплочение)
|
Концепт «Я» (моя ответственность)
|
Искренние отношения (здоровые отношения)
|
Ответственность общества (планирование)
| ||||
9-11
|
Знакомство с программой. Кто мы?
Подготовка помещения и рабочего пространства
|
Короткометражный фильм на тему дня
Рассказ об ответственности.
Практическое задание
|
Обзор предыдущего занятия и план дня
Фильм – Into the wild.
|
Метод:
Короткометражный фильм на тему дня и рефлексия.
Дизайн игрушек
| ||||
11-13
|
Обед
| |||||||
13-14:30
|
Введение в неформальное обучение
Упражнение на сплочение группы
|
Руководство
Введение в генограмму
|
Рефлексия о фильме
Роли: родитель, ребенок, друг, начальник, подчиненный.
|
Дискуссия + письмо близкому человеку
| ||||
14:30
|
Кофейная пауза
| |||||||
14:45-16
|
Дискуссия о команде
|
„Моя ответственность” – компетенции.
Промежуточная оценка
|
Дискуссия + письмо близкому человеку
«Искренние отношения». Близкому человеку об отношениях и чувствах.
Промежуточная оценка
|
„100% ответственность”
| ||||
Время
|
День 5
01.10.2014
|
День 6
08.10.2014
|
День 7
Дата согласуется
|
День 8
15.10.2014
|
День 9
21.10.2014
|
День 10
29.10.2014
| |
Центральная тема
|
Самостоятельная практика
Игрушки – совместная инициатива. Наброски, дизайн (индивидуально и в командах).
Творческий процесс планирования
|
Оформление подарка – рассказ о подарке
|
Презентация – как преподносить подарки (фото, рассказ)
Youthpass
|
Youthpass
| |||
Тема дня
|
Мои желания (реализация)
|
Удержание ответственности
|
Удержание ответственности
|
Презентация(придумывают, как презентовать)
|
Концепт новой жизни
|
Заключение и подведение итогов
| |
9-11
|
Коротко-метражный фильм на тему дня + рефлексия
Создание игрушек
|
Коротко-метражный фильм на тему дня + рефлексия
Создание игрушек
|
Коротко-метражный фильм на тему дня + рефлексия
Создание игрушек
|
Коротко-метражный фильм на тему дня + рефлексия
Презентация и рефлексия по проделанной работе. Оформление подарка
|
Коротко-метражный фильм на тему дня + рефлексия
Проектирование дизайна фото или видео письма
|
Обзор и подведение итогов – дискуссия, как среда влияет на меня, как я влияю на среду.
| |
11-13
|
Обед
| ||||||
13-14:30
|
Создание игрушек
|
Создание игрушек
|
Создание игрушек
|
Оформление и история подарка
| Презентация и работа над Youthpass |
Планы на будущее
| |
14:30
|
Кофейная пауза
| ||||||
14:45-16
|
Дискуссия + письмо близкому человеку
„Мои желания„
|
Дискуссия + письмо близкому человеку
Удержание ответствен-ности”
|
Дискуссия + письмо близкому человеку
„Удержание ответствен-ности”
|
Оформление и история подарка
|
Работа над Youthpass
|
Закрытие программы
| |
Программу разработали и реализовали: Aivis Sibajevs, Marina Reznikova, Valērijs Dombrovskis
Супервизор - коуч: Kārlis Viša
Даугавгривская тюрьма (Даугавпилс)
«Я и общество»
Программа
Цель обучающего курса
|
Провести качественную программу неформального обучения для молодых людей, находящихся в заключении. Дать возможность участникам осознать своё место и роль в обществе.
|
Задачи обучающего курса
|
При помощи неформального образования сформировать у участников понимание своей роли в обществе через призму БЫЛ-ЕСТЬ-БУДУ.
Сформировать новые и развить имеющиеся навыки и умения для дальнейшей инициативы и развития через музыку, искусство и технологии.
Способствовать развитию инициативности у участников для реализации своих целей, желаний и потребностей. |
Профиль и количество участников
|
Молодые люди в возрасте 18 – 30 лет, находящиеся в заключении в Даугавгривской тюрьме / 13 человек
|
Другая важная информация о курсе
|
10-ти дневная программа обучения включает инициативу:
«Соревнования по текстовым стихам / РЕП», объединенная с музыкальной тематикой программы. «Самопортреты». |
План по дням и темы
1. 22.08.2014.
Тема: „Создание безопасной среды”
Тема: „Создание безопасной среды”
Цель: формирование группы, введение в процесс обучения
Содержание программы и методы:
· Знакомство в группе
· Знакомство с проектом и его целями
· Разработка совместных правил сотрудничества
· Ожидания участников
· Рефлексия
Домашнее задание: подумать и записать, с чем/кем ассоциируется слово ОБЩЕСТВО (цвет, значение, эмоция и т.д.)
2. 28.08.2014.
Тема: „Значение общества”
Тема: „Значение общества”
Цель: Понять, что такое общество и как оно формируется, особое внимание уделяя своему месту и роли в обществе.
Содержание программы и методы:
· Бодрячок
· Обзор предыдущего занятия
· Что такое общество и как оно формируется
· Как общество влияет на нас и как - мы на общество
· Клише и стереотипы, их происхождение
· Коллаж «Я – часть общества», „Моя семья – часть общества”
· Письмо себе из прошлого в будущее (после проекта)
· Впечатление по дню /рефлексия
Домашнее задание: подумать и написать, какие роли в обществе участник приписывает себе и описать их.
3. 29.08.2014.
Тема: „Изобразить себя как составляющую часть общества во временном разрезе БЫЛ - ЕСТЬ”
Тема: „Изобразить себя как составляющую часть общества во временном разрезе БЫЛ - ЕСТЬ”
Цель: Осознать свою сегодняшнюю ситуацию, место и принадлежность к обществу, а также свое продвижение во временной проекции из прошлого в будущее, посмотреть на свой процесс со стороны при помощи различных техник рисования.
Содержание программы и методы:
· Бодрячок
· Обзор предыдущего занятия / домашняя работа
· Понимание прошлого/ исходная точка на линии времени
· Визуальное изображение исходной точки акварелью
· Обсуждение рисунков
· Понимание «сегодня» / поиск сегодняшней точки на линии времени
· Визуальное изображение точки графикой/ цветной и черной тушью
· Рефлексия по рисункам
· Обзор временного отрезка БЫЛ - ЕСТЬ через созданные рисунки
· Впечатление по дню /рефлексия
Домашняя работа: подумать и написать, кем бы я был сейчас, если бы у меня была возможность в прошлом изменить три вещи (описать эти три вещи и обосновать их выбор).
4. 04.09.2014.
Тема: «При помощи рисования изобразить себя во временном интервале – Я БУДУ»
Цель: Осознать свои возможности, роль и место в сегодняшнем обществе сквозь призму будущего. Осознать свои дальнейшие движения и развитие, свой потенциал, возможность влиять на и контролировать свое будущее
Содержание программы и методы:
· Бодрячок
· Обзор предыдущего занятия / домашняя работа
· Понимание будущего, самая дальняя точка на линии времени
· Визуальное изображение точки акрилом на полотне
· Рефлексия по рисункам
· Симуляция – будущее и я/ мы в другом/ возможном свете
· Обмен опытом и впечатлениями по упражнению и рисованию – как способу выражения себя
· Впечатление по дню /рефлексия
Домашняя работа: каждый участник создает какой-то звук (свободно и непредвзято)
5. 05.09.2014.
Тема: „ Мужчина в домашнем хозяйстве в разрезе БЫЛ-ЕСТЬ-БУДУ”
Цель: осознать свою роль мужчины, отца, мужа – видение до, сейчас и в будущем.
Содержание программы и методы:
· Бодрячок
· Обзор предыдущего занятия / домашняя работа
· Коллаж «Мои роли» в разрезе времени
· Обсуждение
· Симуляция о роли мужчины в обществе
· Блинная и салатная мастерская
· Обсуждение процесса и опыта
· Впечатление по дню /рефлексия
Домашняя работа: описать (если есть возможность взять с собой) свою любимую фотографию, обосновать выбор.
6. 12.09.2014.
Тема: „ Самопортрет”
Тема: „ Самопортрет”
Цель: рассмотреть фотографию как способ выражения себя и осознать все возможности фотографии. Обратить внимание на развитие технологий и их влияние на жизнь человека.
Содержание программы и методы:
· Бодрячок
· Обзор предыдущего занятия / домашняя работа
· Знакомство с приглашенным экспертом – фотографом и идеей самопортрета
· Создание композиции портретов
· Обсуждение
· Видео о развитии технологий (Стив Хопкинс) / фильм „Internship”
· Творческий подход к CV
· E-портфолио
· Впечатление по дню /рефлексия
Домашняя работа: выбрать наиболее запомнившийся фильм и обосновать свой выбор.
7. 15.09.2014.
Тема: „Соревнования / РЕП” –1-ое занятие инициативы
Тема: „Соревнования / РЕП” –1-ое занятие инициативы
Цель: осознать музыку, ее ритмику и научиться выражать свои эмоции в письменной форме.
Содержание программы и методы:
· Бодрячок
· Обзор предыдущего занятия / домашняя работа
· Знакомство с экспертами, приглашенными в рамках инициативы
· Сформировать понимание того, что такое реп, как и где он зародился
· Разучивание тактов и битов
· Распознание и записывание эмоций
· Индивидуальная практика в сопровождении экспертов
· Впечатление по дню /рефлексия
Домашнее задание: на бумаге набросать гамму своих эмоций.
8. 25.09.2014.
Тема: „Соревнования / РЕП” –2-ое занятие инициативы
Цель: осознать музыку, ее ритмику и научиться выражать свои эмоции в письменной форме
Содержание программы и методы:
· Бодрячок
· Обзор предыдущего занятия / домашняя работа
· Распознание эмоций через игру
· Ассоциации и упражнения
· Редактирование и усовершенствование своего текста с помощью экспертов и музыкального сопровождения – выбор „битов”
· Практические упражнение на объединение текста с музыкой, сохраняя эмоциональный фон
· Обсуждение опыта и музыки, как способа выражения себя
· Впечатление по дню /рефлексия
Домашняя работа: описать новейшую технологию, о которой слышали и хотели бы обязательно увидеть. Обосновать свой выбор.
9. 02.10.2014.
Тема: „Мое место в обществе – Я БУДУ”
Тема: „Мое место в обществе – Я БУДУ”
Цель: Провести параллели между приобретенным опытом, собственными открытиями и видением себя полноценной составной частью общества.
Содержание программы и методы:
· Бодрячок
· Обзор предыдущего занятия / домашняя работа
· Различные интересные биографии
· Набросок сценария своей жизни
· Презентация и обсуждение
· Этюды по сценариям
· Совместный «Бизнес план» для группы
· Письмо себе в будущее
· Впечатление по дню /рефлексия
Домашняя работа: обобщить эмоции и опыт в программе и изобразить их в свободно выбранной технике.
10. 09.10.2014.
Тема: „Подведение итогов”
Тема: „Подведение итогов”
Цель: Оценить программу и результаты обучения участников.
Содержание программы и методы:
· Бодрячок
· Обзор предыдущего занятия / домашняя работа
· Обсуждение программы в непринужденной атмосфере
· Работа над Youthpass
· Сравнение писем со 2-го и 9-го занятий
· Вручение подарков и закрытие программы
Домашняя работа: прожить свой сценарий жизни.
Программу разработали и реализовали: Anna Sundukova, Andrejs Zakrevski и Jānis Rozenbergs
Супервизор - коуч: Nataļja Gudakovska