Pусский 2014, “Рассекая волны 2”, 2014

Екабпилская тюрьма – Обучающий курс 
Программа
Цель обучающего курса: Способствовать самопознанию посредством подходов и принципов неформального образования.
Задачи обучающего курса:

1.            Способствовать сплочению группы
2.             Сформировать понимание об элементах общения и значении вербальной/невербальной коммуникации
3.            Осознать влияние эмоций на поведение, качество жизни и общение. Научиться распознавать и называть эмоции 
4.            Определить ценности молодых людей и место общению на шкале ценностей.
5.            Определить значение взаимоотношений
6.            Способствовать пониманию участников о стадиях развития конфликта и возможных моделях поведения в конфликтных ситуациях.
7.            Осознать значение группы в жизни молодого человека. Я и группа
8.            Способствовать сотрудничеству группы через совместные мероприятия
9.            Распознать сильные стороны участников, которые в дальнейшем могут помочь им в достижении целей.
10.          Оценить программу обучения и результаты обучения участников


     
Целевая группа: Молодые люди, которые находятся в заключении (в Екабпилской тюрьме), в возрасте 18-25 лет и у которых есть интерес лучше узнать себя и других, взаимодействуя в неформальной остановке (через спортивные мероприятия).

Занятия 1x в неделю (10 недель), с 10:00 до 16:00.

Программа по дням
Занятие
Темы и содержание
1
Создание безопасной среды 
- Знакомство с идеей, целями и задачами программы
-Презентация себя
-Разработка совместных правил 
- Командообразование
-Рефлексия

Результат- создана доверительная и безопасная среда для участников
2
Навыки общения ( вербальная/невербальная коммуникация)
-Введение дня
-Мини теория и дискуссия по теме
-Что такое вербальная/ невербальная коммуникация? (жесты, позы, мимика, голос, тембр, интонация …)
Черты, которые чаще всего проявляются в общении участников группы?
Ряд упражнений по теме
-Рефлексия

Результат- сформировано понимание у участников о процессе общения.
3
Эмоции и чувства
-Бодрячок
-Задание „J”, „L
Мини теория/дискуссия
-Эмоции и их виды, палитра эмоций участников (удивление, злость, радость, страх, интерес, стыд, восторг, грусть, любовь)
-„Построение моста”
- Задание „Волейбол с полотенцами”
-Рефлексия

Результат- у участников развит навык распознавания своих эмоций
4
Ценности и общение
-Бодрячок
- Мини теория/дискуссия
-Что такое ценности и как они меняются на протяжении всей жизни человека?
-Задание „Мое дерево ценностей”
-Задание Социальный футбол” /”Новый вид спорта” (основываясь на ценностях, которые хотят прожить)
-Рефлексия

Результат- участники осознали свои жизненные ценности на данный момент.
5
Доверие к СЕБЕ и ДРУГИМ
Бодрячок
-Коллаж
-Задание „Карты”
-задание: ”Мини футбол в парах”
-Рефлексия

Результат - установлены более доверительные отношение меду участниками
6
Конфликты и стратегии их решения
- Бодрячок
-„Общая сказка”
- Мини теория/дискуссия
-Что такое конфликт? Типичные конфликтные ситуации, с которыми сталкиваются участники каждый день? Стратегии конфликта: избежание (уход от конфликта), конкуренция (подчинение), подстройка, компромисс, сотрудничество.
-Ролевые игры (Стратегии решения конфликтов)
-Рефлексия

Результат - усовершенствованы навыки разрешения конфликтов у участников.
7
Группа – ресурс для обучения
-Введение дня
- Мини теория/дискуссия
- Что такое группа /виды групп/особенности
-задание „Уникальная картина”
-задание „Сосчитай горошины”  индивидуально/в паре/в группе
-„Футбол с очками”
- „Летучий ковер”
-Рефлексия
Результат - участники осознали ресурс группы для постоянного процесса обучения.
8
Группа и процесс самоорганизации

-Задание: „Целевая самоорганизация”( напр.,. приготовление еды, спортивные атрибуты и т.д.)
-рефлексия

результат- группа создала общий продукт, учитывая все роли
9
Лаборатория навыков для моей жизни

Бодрячок
-задание- „мои сильные стороны”
Дискуссия: „Место заключения – ресурс для развития?”
-Командные дисциплины в достижении общей цели
-Рефлексия

результат- определены свои сильные стороны
10
Результат и достижения
-Бодрячок
-Оценка программы и процесса обучения индивидуально/ в группе

Результат – обобщены результаты программы

Программу проводит (команда: Dace Dzilna, Ilze Peipiņa, Evita Vaivode – Bērzkalna.
супервизор – коуч: Lauma Žubule

 

 

Елгавская тюрьма – Обучающий курс

Социальные роли

Программа 

Цели курса
Провести качественную программу неформального обучения для молодых людей, находящихся в заключении, которая бы учитывала потребности  данной целевой аудитории и способствовала осознанию социальных ролей, знакомству и мироощущению в пределах и за пределами тюрьмы. 
Задачи курса
1.       Реализовать программу в соответствии с анализом, проведенным среди заключенной молодежи, учитывая их профиль и потребности  
2.       Продолжить развитие платформы для внедрения неформального обучения и определения его значимости в местах заключения
3.       Продолжить развитие сотрудничества между работниками мест заключений и представителями общественного сектора, а также способствовать развитию компетенций у участников в сфере неформально образования
4.       Обеспечить качественную среду для обучения и развития компетенций участников  
5.       Способствовать инициативе молодых людей как форме обучения в местах заключения 
Профиль участников
12 участников – молодые люди, которые находятся в заключении и освободятся в ближайшие 3 года 

 

 

Методы: Ролевые игры, коллажи, симуляции, фильм, ассоциации, рефлексия, спорт, истории их жизни, моделирование, собственная инициатива

Ритуал -> После каждого занятия записывают свои наблюдения и выводы в свой путеводитель /пособие, которое создают в ходе программы

Занятие
Темы и содержание
1.                  22.08.14
“Я”
Знакомство друг с другом посредством интерактивных упражнений
Введение в концепт программы и  инициатив
Проецирование будущего: чем будем заниматься. Ожидание и пожелания участников.
Работа над личным путеводителем
Командообразование
Разработка правил для сотрудничества 
Рефлексия и запись в путеводитель 
2.                  27.08.14
“Я в малой группе”
Краткий обзор предыдущего занятия
Программа дня
Создание доверительной среды 
Немного теории о социальных ролях
Человек во весь рост -> каждый создает свой силуэт, который впоследствии наполняет
Общекомандное задание 
Рефлексия и запись в путеводитель
3.                  03.09.14
“Я в заключении”
Краткий обзор предыдущего занятия
Программа дня
Небольшое задание на восприятие группы
Сначала по парам, потом в большой группе создается образ заключенного  - кто такой заключенный в целом? Потом рассматривают себя как заключенного?
Наполнение своего силуэта. Какие роли и системы существуют в заключении?
Дебаты: 10 причин, почему мне не надо выходить на свободу и меняться?
Рефлексия и запись в путеводитель
4.                  10.09.14
“Я на свободе”
Краткий обзор предыдущего занятия
Программа дня
Концепт героя / долины горя – как это – быть на свободе?
Айсберги заключения и свободы – где происходит столкновение?
Стул удовлетворенности
Игра симуляция о разных ситуациях на свободе
Рефлексия и запись в путеводитель
5.                  17.09.14
“Как я распознаю социальные роли” – рефлексионное и ресурсное занятие
Краткий обзор предыдущего занятия
Программа дня
Импровизационный театр с организацией Projektu darbnīca и молодыми людьми из Елгавской краевой молодёжной думы о социальных ролях и распознании ролей. Проигрывание различных ситуаций
План следующего занятия и роли, что интересует. Распределение ответственности.
Рефлексия и запись в путеводитель
6.                  24.09.14
“Я на рынке труда”
Краткий обзор предыдущего занятия
Программа дня
Сами начинают занятие
Неформальное обучение и чем занимаемся во время программы
Самооценивание как компетенция, которую можно развить, участвуя в неформальном обучении, и которая важна на рынке труда
Успехи и неудачи 
Создание CV в форме коллажа
Руководство 4 шагов по поиску работы
Рабочее интервью со сценарием
Рефлексия и запись в путеводитель
7.                  01.10.14
“Я в свободное время”
Краткий обзор предыдущего занятия
Программа дня
Сами начинают занятие
Сценарий “Поезд”
Уличные гимнасты
Рефлексия и запись в путеводитель
8.                  08.10.14
“Я в государственной системе”
Краткий обзор предыдущего занятия
Программа дня
Сами начинают занятие
Симуляция – создание своего государства
Значение и роль государственных учреждений – чем занимается каждое из учреждений  
Упражнение на стереотипы
Рефлексия и запись в путеводитель
9.                  15.10.14
”Я в семье”
Краткий обзор предыдущего занятия
Программа дня
Сами начинают занятие
Самостоятельно созданное фото семьи
Фильм “Большая рыба”
Театральное занятие с организацией “Театр и образование” – о семье и ролях
Рефлексия и запись в путеводитель
10.               22.10.2014.
“Я человек”
Краткий обзор предыдущего занятия
Программа дня
Сами начинают занятие
Упражнение с шаром
Мастерская самопортретов
Оценка процесса и результатов обучения, работа над Youthpass
Что дальше?
Празднование завершение программы
Рефлексия и запись в путеводитель




Центральная тюрьма -

„Искреннее выражение своего отношения к близким людям - самый ценный подарок”

Программа


Цели обучающего курса
Провести качественную программу неформального обучения для молодых людей, находящихся в заключении. Сформировать понимание у участников о проявлении искреннего отношения через   творческие и интерактивные методы. Углубить понимание участников об отношениях и чувстве ответственности за себя и близких. Сформировать навыки работы в команде и  способствовать самопознанию через практическую работу и выработку новых моделей поведения.
Задачи обучающего курса
Реализовать программу неформально обучения в Центральной тюрьме в соответствии с анализом, проведенным среди заключенной молодежи, учитывая их профиль и потребности  
Продолжить развитие платформы для внедрения неформального обучения и определения его значимости в местах заключения
Продолжить развитие сотрудничества между работниками мест заключений и представителями общественного сектора, а также способствовать развитию компетенций у участников в сфере неформально образования
Обеспечить качественную среду для обучения и развития компетенций участников  
Способствовать инициативе молодых людей как форме обучения в местах заключения
Профиль и количество участников
10 молодых человек, которые находятся в заключении. Планируется, что участники выдут на свободу в течение 3 лет.


Программа
Время
День 1
03.09.2014
День 2
10.09.2014
День 3
17.09.2014
День 4
24.09.2014
Центральная тема
Понятия «Ответственность» и «искренние отношения». Моя ответственность. Ответственность общества. 4x планирование 3-х дневной практической работы.

Темя дня
Командо-образование (сплочение)
Концепт «Я» (моя ответственность)
Искренние отношения (здоровые отношения)
Ответственность общества (планирование)
9-11
Знакомство с программой. Кто мы?
Подготовка помещения и рабочего пространства
Короткометражный фильм на тему дня
Рассказ об ответственности.
Практическое задание
Обзор предыдущего занятия и план дня
Фильм – Into the wild.
Метод:
Короткометражный фильм на тему дня и рефлексия.

Дизайн игрушек
11-13
Обед
13-14:30
Введение в неформальное обучение
Упражнение на сплочение группы 
Руководство

Введение в генограмму
Рефлексия о фильме
Роли: родитель,   ребенок, друг, начальник, подчиненный.
Дискуссия + письмо близкому человеку

14:30
Кофейная пауза
14:45-16
Дискуссия о команде
„Моя ответственность” – компетенции.

Промежуточная оценка
Дискуссия + письмо близкому человеку
«Искренние отношения». Близкому человеку об отношениях и чувствах.
Промежуточная оценка
„100% ответственность” 










Время
День 5
01.10.2014
День 6
08.10.2014
День 7
Дата согласуется
День 8
15.10.2014
День 9
21.10.2014
День 10
29.10.2014
 Центральная тема 
Самостоятельная практика
Игрушки – совместная инициатива. Наброски, дизайн (индивидуально и в командах).
Творческий процесс планирования
Оформление подарка – рассказ о подарке
Презентация – как преподносить подарки (фото, рассказ)
Youthpass
Youthpass
Тема дня
Мои желания (реализация)
Удержание ответственности
Удержание ответственности
Презентация(придумывают, как презентовать)
Концепт новой жизни
Заключение и подведение итогов
9-11
Коротко-метражный фильм на тему дня + рефлексия

Создание игрушек
 Коротко-метражный фильм на тему дня + рефлексия

Создание игрушек
Коротко-метражный фильм на тему дня + рефлексия

Создание игрушек
Коротко-метражный фильм на тему дня + рефлексия
Презентация и рефлексия по проделанной работе. Оформление подарка 
Коротко-метражный фильм на тему дня + рефлексия

Проектирование дизайна фото или видео письма
Обзор и подведение итогов – дискуссия, как среда влияет на меня, как я влияю на среду.
11-13
Обед
13-14:30
Создание игрушек
Создание игрушек
Создание игрушек
Оформление и история подарка

Презентация и работа над   Youthpass

Планы на будущее  
14:30
Кофейная пауза
14:45-16
Дискуссия  + письмо близкому человеку
„Мои желания„
Дискуссия  + письмо близкому человеку
 Удержание ответствен-ности”
Дискуссия  + письмо близкому человеку
 „Удержание ответствен-ности”
Оформление и история подарка
Работа над Youthpass 
Закрытие программы








Программу разработали и реализовали:  Aivis Sibajevs,  Marina Reznikova, Valērijs Dombrovskis
Супервизор - коуч:   Kārlis Viša




Даугавгривская тюрьма (Даугавпилс)
«Я и общество»

Программа
Цель обучающего курса
Провести качественную программу неформального обучения для молодых людей, находящихся в заключении. Дать возможность участникам осознать своё место и роль в обществе.
Задачи обучающего курса
При помощи неформального образования сформировать у участников понимание своей роли в обществе через призму БЫЛ-ЕСТЬ-БУДУ.
Сформировать новые и развить имеющиеся навыки и умения для дальнейшей инициативы и развития через музыку, искусство и технологии.
Способствовать развитию инициативности у участников для реализации своих целей, желаний и потребностей.
Профиль и количество участников
Молодые люди в возрасте 18 – 30 лет, находящиеся в заключении в Даугавгривской тюрьме / 13 человек
Другая важная информация о курсе
10-ти дневная программа обучения включает  инициативу:
«Соревнования по текстовым стихам / РЕП», объединенная с музыкальной тематикой программы. «Самопортреты».
 План по дням и темы
1. 22.08.2014.
Тема: „Создание безопасной среды”
Цель: формирование группы, введение в процесс обучения
Содержание программы и методы:
·                     Знакомство в группе
·                     Знакомство с проектом и его целями
·                     Разработка совместных правил сотрудничества
·                     Ожидания участников
·                     Рефлексия
Домашнее задание: подумать и записать, с чем/кем ассоциируется слово ОБЩЕСТВО (цвет, значение, эмоция и т.д.)

2. 28.08.2014.
Тема: „Значение общества”
Цель: Понять, что такое общество и как оно формируется, особое внимание уделяя своему месту и роли в обществе.
Содержание программы и методы:
·                     Бодрячок
·                     Обзор предыдущего занятия
·                     Что такое общество и как оно формируется
·                     Как общество влияет на нас и как - мы на общество
·                     Клише и стереотипы, их происхождение
·                     Коллаж «Я – часть общества», „Моя семья – часть общества”
·                     Письмо себе из прошлого в будущее (после проекта)
·                     Впечатление по дню /рефлексия
Домашнее задание: подумать и написать, какие роли в обществе участник приписывает себе и описать их.

3. 29.08.2014.
Тема: „Изобразить себя как составляющую часть общества во временном разрезе БЫЛ - ЕСТЬ”
Цель: Осознать свою сегодняшнюю ситуацию, место и принадлежность к обществу, а также свое продвижение во временной проекции из прошлого в будущее, посмотреть на свой процесс со стороны при помощи различных техник рисования.
Содержание программы и методы:
·                     Бодрячок
·                     Обзор предыдущего занятия / домашняя работа
·                     Понимание прошлого/ исходная точка на линии времени
·                     Визуальное изображение исходной точки акварелью 
·                     Обсуждение рисунков
·                     Понимание «сегодня» / поиск сегодняшней точки на линии времени
·                     Визуальное изображение точки графикой/ цветной и черной тушью
·                     Рефлексия по рисункам
·                     Обзор временного отрезка БЫЛ - ЕСТЬ через созданные рисунки
·                     Впечатление по дню /рефлексия
Домашняя работа: подумать и написать, кем бы я был сейчас, если бы у меня была возможность в прошлом изменить три вещи (описать эти три вещи и обосновать их выбор).


4. 04.09.2014. 
Тема: «При помощи рисования изобразить себя во временном интервале – Я БУДУ»
Цель: Осознать свои возможности, роль и место в сегодняшнем обществе сквозь призму будущего. Осознать свои дальнейшие движения и развитие, свой потенциал, возможность влиять на и контролировать свое будущее
Содержание программы и методы:
·                     Бодрячок
·                     Обзор предыдущего занятия / домашняя работа
·                     Понимание будущего, самая дальняя точка на линии времени
·                     Визуальное изображение точки акрилом на полотне 
·                     Рефлексия по рисункам
·                     Симуляция – будущее и я/ мы в другом/ возможном свете
·                     Обмен опытом и впечатлениями по упражнению и рисованию – как способу выражения себя
·                     Впечатление по дню /рефлексия
Домашняя работа: каждый участник создает какой-то звук (свободно и непредвзято)

5. 05.09.2014. 
Тема: „ Мужчина в домашнем хозяйстве в разрезе БЫЛ-ЕСТЬ-БУДУ”
Цель: осознать свою роль мужчины, отца, мужа – видение до, сейчас и в будущем.
Содержание программы и методы:
·                     Бодрячок
·                     Обзор предыдущего занятия / домашняя работа
·                     Коллаж «Мои роли» в разрезе времени
·                     Обсуждение
·                     Симуляция о роли мужчины в обществе
·                     Блинная и салатная мастерская
·                     Обсуждение процесса и опыта
·                     Впечатление по дню /рефлексия
Домашняя работа: описать (если есть возможность взять с собой) свою любимую фотографию, обосновать выбор.

6. 12.09.2014.
Тема: „ Самопортрет” 
Цель: рассмотреть фотографию как способ выражения себя и осознать все возможности фотографии. Обратить внимание на развитие технологий и их влияние на жизнь человека.
Содержание программы и методы:
·                     Бодрячок
·                     Обзор предыдущего занятия / домашняя работа
·                     Знакомство с приглашенным экспертом – фотографом и идеей самопортрета
·                     Создание композиции портретов
·                     Обсуждение 
·                     Видео о развитии технологий (Стив Хопкинс) / фильм „Internship”
·                     Творческий подход к CV 
·                     E-портфолио
·                     Впечатление по дню /рефлексия
Домашняя работа: выбрать наиболее запомнившийся фильм и обосновать свой выбор.

7. 15.09.2014.
Тема: „Соревнования / РЕП” –1-ое занятие инициативы
Цель: осознать музыку, ее ритмику и научиться выражать свои эмоции в письменной форме.
Содержание программы и методы:
·                     Бодрячок
·                     Обзор предыдущего занятия / домашняя работа
·                     Знакомство с экспертами, приглашенными в рамках инициативы
·                     Сформировать понимание того, что такое реп, как и где он зародился
·                     Разучивание тактов и битов
·                     Распознание и записывание эмоций
·                     Индивидуальная практика в сопровождении  экспертов
·                     Впечатление по дню /рефлексия
Домашнее задание: на бумаге набросать гамму своих эмоций.

8. 25.09.2014.
Тема: „Соревнования / РЕП” –2-ое занятие инициативы
Цель: осознать музыку, ее ритмику и научиться выражать свои эмоции в письменной форме
Содержание программы и методы:
·                     Бодрячок
·                     Обзор предыдущего занятия / домашняя работа
·                     Распознание эмоций через игру
·                     Ассоциации и упражнения
·                     Редактирование и усовершенствование своего текста с помощью экспертов и музыкального сопровождения – выбор „битов” 
·                     Практические упражнение на объединение текста с музыкой, сохраняя эмоциональный фон
·                     Обсуждение опыта и музыки, как способа выражения себя
·                     Впечатление по дню /рефлексия
Домашняя работа: описать новейшую технологию, о которой слышали и хотели бы обязательно увидеть. Обосновать свой выбор.

9. 02.10.2014.
Тема: „Мое место в обществе – Я БУДУ”
Цель: Провести параллели между приобретенным опытом, собственными открытиями и видением себя полноценной составной частью общества.
Содержание программы и методы:
·                     Бодрячок
·                     Обзор предыдущего занятия / домашняя работа
·                     Различные интересные биографии
·                     Набросок сценария своей жизни
·                     Презентация и обсуждение
·                     Этюды по сценариям
·                     Совместный «Бизнес план» для группы
·                     Письмо себе в будущее
·                     Впечатление по дню /рефлексия
Домашняя работа: обобщить эмоции и опыт в программе и изобразить их в свободно выбранной технике.

10.  09.10.2014.
Тема: „Подведение итогов”
Цель: Оценить программу и результаты  обучения участников.
Содержание программы и методы:
·                     Бодрячок
·                     Обзор предыдущего занятия / домашняя работа
·                     Обсуждение программы в непринужденной атмосфере 
·                     Работа над Youthpass 
·                     Сравнение писем со 2-го и 9-го занятий
·                     Вручение подарков и закрытие программы
Домашняя работа: прожить свой сценарий жизни.

Программу разработали и реализовали: Anna Sundukova, Andrejs Zakrevski и Jānis Rozenbergs
Супервизор - коуч: Nataļja Gudakovska